Семь смертных грехов


Накануне рождения Нового Года , согласно древнеславянским ( естественным, то есть — гармоничным природным ритмам) верованиям, появился философский настрой.

И в этой связи хочется поговорить с вами о такой категории, как семь смертных грехов человечества.

Не в плане морализаторства, Боже упаси!

Но в русле рассмотрения относительности понятий Добра и Зла, греховности природы человека и его предназначения в общем смысле этого слова.

Итак, вначале немного истории.

В Библии, являющейся средоточием моральных , этических и духовных критериев стремления человека к божественному, нигде не встречается такого понятия , как «смертный грех».

В этой мудрой древней книге, очень неоднозначной и многоплановой, с множеством смысловых уровней, присутствует всем известные десять заповедей, переданных Моисею на горе Синай и Нагорная проповедь Христа, в которой в модифициорованном виде содержатся все те же десять моральных заповедей, завещанных к соблюдению человеку для того, чтобы он , уходя от животной природы в себе, приближался к себе божественному  .

Так откуда же «семь смертных грехов» человечества? И почему именно семь?

Ведь, по логике вещей,если заповедей десять, а грехи – это невыполнение заповедей, то и грехов должно быть десять?

Очередной парадокс? Да. И опять – в Божественные дела активно вмешался человеческий фактор в лице теологов.

Но давайте обо всем по-порядку.

Впервые письменные источники упоминают о смертных грехах в писаниях греческого монаха – теолога Эвагриуса из Понта. Его список грехов был намного обширнее, чем современный, но именно он впервые упорядочил богословское ( церковное) понятие греховности и сделал попытку иерархизации греховой природы человека. В его списке содержались, кроме прочего :

  • гордыня,
  • тщеславие,
  •  духовная леность,
  • гнев, уныние,
  • алчность,
  • сладострастие
  • чревоугодие

Время шло и вот, человеческий фактор опять активно «поясняет» Божественные заповеди. В конце VI столетия Папа Римский Григорий I пересматривает список грехов, составленный Эвагриусом,сокращая его до современных семи.

Этот пересмотр был не только количественным, но и качественным, хотя не принципиальным.

Так, гордыня была совмещена с тщеславием, а уныние было преобразовано в «леность Души». Кроме того, был введен новый грех – зависть, классифицированный как «Порча Души».

В изложении  папы Григория І  этот список смертных грехов  имел следующий ( современный нам) вид :

  1. гордыня,
  2.  зависть,
  3. гнев,
  4. уныние,
  5. сребролюбие,
  6.  чревоугодие
  7.  похоть

Здесь необходимо обратить внимание на то, что в данном списке грехи расположены в строгой иерархии. И гордыня возглавляет список, как самый страшный смертный грех в качестве «Матери всех грехов».

Известно, что впоследствии многие теологи возражали против такой иерархии смертных грехов.

Но ничего не изменилось и именно такой порядок и именно в таком качестве сегодня мы имеем возможность для проведения самоанализа, используя данный список.

Теперь – возвращаюсь к Библейским положениям и этому списку грехов. Можно ли проводить параллели? И почему возникла необходимость вмешательства того самого пресловутого «человеческого фактора» для пояснения Слова Божьего?

В объяснении богословов , параллели, безусловно, имеют место. Но есть и существенные различия – по сути.

Вот Десять Заповедей :

  1. Да не будет у тебя других богов перед лицем Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Можно абсолютно четко видеть, что смысл Заповедей глубок и его можно разделить на две категории :

  1. Отношения с Богом
  2. Отношения в социуме.

То есть , в Заповедях нам были даны критерии морально-нравственного поведения.

Список же «смертных грехов» демонстрирует нам те человеческие качества, которые, если не подвластны своему хозяину, то активно не позволяют жить по Законам Божьим.

И, к сожалению, часто именно отсутствие Любви позволяет грехам расцветать пышным цветом – свято место пусто не бывает.

И начать можно с малого – с любви к собственным детям ! По этому поводу отсылаю вас, уставших от моего слога к статье ««.

Любите друг друга, впустите Любовь в свою Душу и грехам не останется места!!!

Вот такое философское исследование накануне Рождества!

Буду рада вашим мыслям по этому поводу.

Будьте счастливы и гармоничны.