Подростковая агрессивность как феномен современности?


Тема подростковой агрессивности не является бременем современного мира. Она была актуальна всегда. Ещё Платон сетовал на то, что дети стали невыносимы- совсем не слушают старших. Но всегда, во все времена, если взрослые забывали о том, что тинейджеры – это наши дети, начинали вести  разговоры об их неуправляемости, возникало эмоциональное отторжение подростка, эмоциональная изоляция, которая всегда приводила только лишь к усугублению ситуации. В наше время эта проблема имеет специфический окрас, так сказать, специфическое звучание. Оно заключается в том же, что и все другие проблемы, связанные со спецификой адаптации в современном мире. Главной отличительной особенностью нашего времени является неограниченный поток информационного поля, в котором мы все находимся, и практическое отсутствие личного контроля за поступлением информации, делающей её агрессивной, независимо от содержания.

Многие авторы, отмечая подростковую агрессивность  тинейджеров, опять же, забывают, что это  наши дети, воспитанные нами, а не прилетевшие из далёкого Космоса. Они пугают нас, практически, Апокалипсисом. Они констатируют повышенную стрессогенность существования в таких условиях и выводят из неё невероятную сложность адаптации, с неудавшимися попытками которой связывают все личностно-социальные девиации.

Но давайте мыслить здраво.  Как бы ни были быстры темпы информатизации общества, мы все живём в этом уже какое-то время. А, живя в определённых условиях, человек адаптируется к ним. Мы так устроены и биологически и психологически – наиболее эффективно адаптироваться к изменяющимся условиям среды . Другой вопрос – в обществе всегда существуют группы риска относительно процесса адаптации – те, кому наиболее успешно адаптируемые должны в этом помогать. В данном случае речь идёт о детях и стариках. Наша сегодняшняя тема касается именно детей- подростков и агрессивности, как их личностной характеристики. Поэтому, давайте рассмотрим  феномен агрессивности в контексте адаптации и её сопровождения.

Говоря об агрессивном поведении, прежде всего, следует уточнить само определение агрессивности, под которым понимается свойство личности, поскольку она является приобретенным качеством, продуктом социализации и основана на биологически адаптивных механизмах, общих для человека и животных. Отдельные врожденные характеристики человека (темперамент, тип характера и др.) в процессе развития могут оказывать влияние, порой существенное, на формирование этого свойства, но не являются определяющим фактором. Из этого следует, что агрессивность как свойство личности может функционировать на различных уровнях: от почти полного ее отсутствия до предельного ее развития. Чрезмерное развитие агрессивности определяет весь облик личности, делая ее конфликтной, неспособной к социальному сотрудничеству, проявляясь в неоправданной враждебности, жестокости.
Однако наличие агрессивности еще не делает личность социально опасной. Существуют одобряемые обществом формы агрессивности, поскольку это свойство человеческой психики является необходимым. Энергия агрессивности, ориентированная в созидательном направлении, порождает действия, выходящие за рамки обычных возможностей человека. В жизни часто возникают ситуации, когда надо преодолевать и разрушать препятствия на пути к достижению цели. И здесь агрессивность является незаменимым качеством. Т.е. в ограниченном диапазоне это социально необходимое свойство личности. Отсутствие его приводит к конформности, неспособности человека занять активную жизненную позицию.

Стремление окружающих подавить агрессию силой нередко приводит к эффекту, противоположному ожидаемому. Обострение агрессивного поведения детей и подростков отмечается в периоды кризисов личностного развития, в периоды наибольшей эмоциональной нестабильности ребёнка, и чем больше взрослые склонны подавлять эту агрессию, тем больше нерешённых проблем у подростка, тем выше вероятность агрессии на следующих ступенях развития. Обязательно нужно выяснить причину возникновения насильственных действий, так как любая агрессия – это форма реагирования на конкретную ситуацию.